Команда инженеров Test World протестировала зимние шины, в котором испытали 16 шипуемых и нешипуемых моделей типоразмером 205/55 R16. Участницами стали шины премиум сегмента, такие как Michelin, Continental, Pirelli; и другие более бюджетные варианты, такие как Goodride, Hankook, Kumho.
Участницами теста стали:
Последние несколько лет шинные производители устроили гонку за первенство в показателях сцепления с зимними дорогами, посредством увеличения количества шипов в протекторе. В первую очередь это связано с тем, что скандинавское правительство дало зеленый свет на установку любого количества шипов, если это не противоречит нормативу по износу автомобильных дорог. А во вторую, с поступлением в продажу шин Nokian Hakkapeliitta 8 с новым подходом к ошиповке, значительно большей чем у конкурентов: 190 шипов в протекторе. Эта модель несколько лет подряд на шинных тестах показывала наилучшие результаты сцепления на обледенелом покрытии, что запустило тенденцию к наращиванию ошиповки у других шинных производителей.
Технический директор Test World Юка Антила на одном из интервью сказал, что не всегда большое количество шипов благоприятно отражается на качестве сцепления со льдом. Если их будет слишком много, давление на ледяную корку оказывается с недостаточным усилием, и вследствие сцепные характеристики ухудшатся. Потому нужно найти «золотую середину», которая будет обеспечивать и максимальное сцепление со скользкой дорогой, и одновременно не противоречить нормативам износа дорожного покрытия.
Рекордное количество шипов – 240 штук – установлено на шины Michelin X-Ice North 4. При этом на протяжении нескольких лет другие производители не выходили за эти рамки, потому можно предположить, что Michelin удалось найти ту самую золотую середину.
Возвращаясь к тесту зимних шин, нужно отметить, что участницами стали новинки сезона Nokian Hakkapeliitta 10 (в России Hakkapeliitta 10р со специально разработанными шипами с большим выступом) и Goodyear UltraGrip Arctic 2, показавшие наилучшие результаты во многих испытаниях теста.
Первое место заслуженно заняла вышеупомянутая Nokian Hakkapeliitta 10, которую судьи хвалили за феноменальное сцепление на льду. На заснеженном покрытии сохранялся высокий контроль над автомобилем, но иногда заднюю часть слегка заносило на сложных участках. В испытании по мокрому рулевой отклик был немного заторможен, но контроль все же сохранялся. На сухой дороге были небольшие проблемы с потерей сцепления, но в целом это существенно не отражалось на качестве езды.
Второе место также досталось новинке Goodyear UltraGrip Arctic 2, которая с небольшой разницей в баллах отстала от лидера. На ледяном треке шины стабильно удерживали сцепление, однако небольшие трудности с проворачиваемостью возникали при резких поворотах руля. При движении по снегу результаты продольного сцепления оказались наилучшими среди всех участниц, чего нельзя сказать о поперечной устойчивости, которую судьи раскритиковали. В испытании по мокрому задняя подвеска устойчиво контактировала с дорогой, но реакция на рулевое управление слегка подтормаживала. На сухом покрытии шины оставались всегда эффективными, обеспечивая максимальную безопасность.
Несмотря на результаты прошлых лет в которых Michelin X-Ice North 4 показывали наилучшие сцепные характеристики по льду, в этом тесте новые модели оказались более эффективными. Главное преимущество Michelin – их стабильное поведение на любых покрытиях, даже при выполнении сложных маневров. Тормозной пусть на мокрой дороге оказался достаточно длинным, а при экстренном объезде препятствий частично теряют сцепление.
Шины, которые сохраняют достаточный контроль на скользких дорогах, но с увеличением нагрузки начинают терять сцепление. Лучше всего проявили себя на снегу, продемонстрировав отличный контроль; на сухом асфальте также оказались эффективными, но была отмечена склонность к избыточной поворачиваемости. Хорошо держали плохую дорогу.
Данная модель шин официально не распространяется на территории РФ. Тем не менее ее участие в тесте было замечено экспертами, которые отметили ее продольное сцепление со сколькими поверхностями. Но при маневрировании, в частности при вхождении в повороты под большим углом, задние колеса уходили в занос. Хорошую управляемость даже при активной езде проявили на снегу. Сцепные характеристики на мокрых дорогах оказались значительно хуже, были трудности управления. По сухому также проявили себя неважно: периодически пропадало сцепление и шумность шин не обеспечивала должного комфорта в салоне машины.
На всех видах поверхностей показали стабильное поведение, обеспечивали хороший контроль и курсовую устойчивость при стандартном стиле вождения. В условиях агрессивной езды на льду сцепление пропадало.
Шины получили такую же оценку, как и предшественница, но заняли меньшую позицию из-за недостаточных боковых сцепных характеристик на снегу, а при движении по мокрому асфальту оно периодически резко исчезало на больших скоростях; на сухом асфальте проявили плохие тормозные характеристики и не обеспечили должную стабильность. Несмотря на недостатки, на скользких участках Hankook обеспечивали стабильный контакт с покрытием в любой ситуации.
На скользком покрытии шины проявили хорошие сцепные свойства, обеспечивали оптимальную безопасность на дороге, но на резких поворотах сцепление полностью пропадало. На заснеженном треке сохранялся высокий уровень контроля, торможение также было, но ситуация со сцеплением при маневрировании была такой же, как на скользком покрытии. На мокрой дороге контакт с поверхностью был ненадежным, а отклик на водительские действия был заметно заторможен. По сухой поверхности шины показали хорошую управляемость, но были незначительные проблемы с торможением, высокое трение качения, также была отмечена большая шумность по сравнению с другими моделями.
Последнее место среди шипуемых моделей заняли шины китайского бренда ZC Rubber, которые проявили себя лучше всего на заснеженном треке. На льду обеспечивали плохое торможение и после заносов достаточно долго возвращаются к нормальному функционалу. По сухому покрытию обеспечивают достаточно хороший контроль, но при экстремальной езде сцепление и курсовая устойчивость ухудшаются.
Лучше всего проявили себя в испытаниях на зимних покрытиях, продемонстрировав хорошую управляемость, надежное сцепление и низкую вероятность заносов. На мокрой дороге также достойно прошли испытания, в частности торможение и управляемость были на должном уровне . Среди всех участников теста эта модель имеет самое низкое сопротивление качению.
Среди нешипованного сегмента оказались наилучшими в прохождении скользкого покрытия, однако при активном маневрировании реакция заметно замедлялась, а боковая слегка страдала. На заснеженной дороге ситуация с рулевым откликом повторилась, но сцепление было надежным. На мокрой дороге поведение Michelin было стабильным, обеспечивали хороший контроль, но тормозные характеристики и устойчивость к боковым заносам оказалась средней. На сухом покрытии в целом показали себя достойно, но при резких поворотах сцепление терялось.
Шины, которые обладают хорошей управляемостью, но при резких поворотах руля сцепление передней оси моментально исчезает. При прохождении испытания на снегу несколько первых забегов прошли легко, но после передняя ось также начала терять сцепление, но в целом эта проблема не сильно повлияла на эффективность управления. На мокрой дороге, как и все шины скандинавского типа, Kumho давали заторможенный отклик на рулевое управление, а на сухой – и вовсе теряли сцепление при резких поворотах.