Статьи
10 октября 2025
285

Шумность шин: почему шум не признак плохого качества

Шины — это одна из ключевых деталей автомобиля, отвечающая за безопасность и комфорт во время езды. Одним из часто обсуждаемых параметров является уровень шума от шин. Многие водители воспринимают шумность шин как признак их низкого качества, однако это далеко не так. В этой статье мы подробно разберём, что именно вызывает шум в шинах, почему он возникает и почему шумные шины не обязательно плохие.

Что такое шумность шин?

Шумность шин — это уровень звука, который создаётся при их взаимодействии с дорожным покрытием во время движения автомобиля. Она измеряется в децибелах (дБ) и зависит от множества факторов: от конструкции шины, состава резиновой смеси, рисунка протектора до состояния дороги.

Основные источники шума в шинах

  1. Контакт протектора с дорогой
    Главный источник шума — контакт элементов рисунка протектора с поверхностью дорожного покрытия. При движении они создают колебания воздуха, которые воспринимаются как шум.
  2. Воздушные потоки
    Через протектор и боковины шины во время вращения проходят воздушные потоки. Неровности рисунка протектора создают турбулентные зоны и завихрения, которые издают звуковые волны.
  3. Вибрации конструкции шины
    Каркас и слои шины при работе под нагрузкой вибрируют, что также способствует появлению акустических колебаний.
  4. Взаимодействие с дорогой
    Разные типы покрытий — асфальт, бетон, гравий — по-разному "отзываются" на контакт с шиной, меняя характер шума.

Все перечисленные выше источники звука при качении шины образуют сложную совокупность колебаний на различных частотах и с различной амплитудой. В колесных арках автомобиля в зависимости от их формы и конструкции определенные шумы могут усиливаться или поглощаться. Далее шумоизоляция автомобиля способна значительно ослабить какие-то из гармоник, а какие-то шумы проникают в салон. В этом состоит основная причина того, что одни и те же шины, но эксплуатируемые на разных автомобилях, могут абсолютно по-разному «звучать» внутри салона автомобиля.

По этой же причине не всегда получается верно оценить шумность шины даже имеющей евромаркировку по правилу ООН №117. Ведь значения шума, указанного на маркировке измерено СНАРУЖИ автомобиля при его качении на определенной скорости и определенному покрытию (данные нормативы призваны защитить вовсе не водителя от дискомфорта, а оградить жителей городов от негативного воздействия шума от автотранспорта). А как этот шум измениться внутри автомобиля, очень часто зависит от особенностей его конструкции. В большинстве случаев более низкие значения уровня шума на маркировке действительно будут означать, что шину будет меньше слышно внутри автомобиля, но это не всегда так по описанным выше причинам.

Почему шум не всегда признак низкого качества

  • Специализация шин
    Шины бывают разного назначения: для повышенной проходимости, зимние, спортивные или всесезонные. Некоторые модели специально разрабатываются с агрессивным протектором для лучшего сцепления, что неизбежно увеличивает шум.
  • Компромисс между сцеплением и комфортом
    Высокое сцепление с дорогой достигается за счёт жёсткого и агрессивного рисунка протектора, который создаёт больше шума. Уменьшение шумности чаще всего требует «тушения» таких колебаний, что влияет на управляемость.
  • Шумность и долговечность
    Более мягкие составы резины, снижающие шум, быстрее изнашиваются. Производители часто балансируют между этими двумя параметрами.

Обобщая можно сказать, что в теории самая тихая шина для движения по асфальту - это очень мягкая шина вовсе лишенная рисунка протектора. Но только вот безопасно эксплуатировать такую шину в реальной жизни будет просто невозможно, и это будет противоречить всем существующим правилам и регламентам по безопасности. Поэтому шум от шины это неизбежный компромисс между безопасностью и комфортом.

Как производители снижают шумность шин

  • Использование асимметричных и разноразмерных блоков протектора, которые уменьшают резонанс и повторение звуковых волн.
  • Внедрение акустических вставок и технологий поглощения звука в структуре шины.
  • Применение особых резиновых смесей, поглощающих вибрации.

Влияние условий эксплуатации на шумность шин

  • Состояние дороги (рельеф, покрытие) оказывает наибольшее влияние.
  • Давление в шинах: недостаток или избыток воздуха может усилить вибрации и шум.
  • Износ протектора изменяет звучание шины: новые шины могут быть тише или, наоборот, громче из-за формы протекторных блоков.

Советы по выбору и эксплуатации шумных шин

  • Не стоит отказываться от модели только из-за того, что она кажется шумной при первых километрах — шум иногда проходит по мере "обкатки".
  • Сравнивать шины лучше по комплексным тестам, включая сцепление, износ, уровень шума и другое.
  • Для снижения шума нужно контролировать давление, регулярно проводить балансировку и развал-схождение.
  • Ориентироваться лучше на отзывы и советы покупателей, эксплуатировавших шину на автомобилях такой же модели, т.к. на разных автомобилях акустический эффект от одних и тех же шин может быть совсем разным.

Что в итоге?

Шумность шин — естественный и неизбежный эффект их работы. Она возникает в результате физического взаимодействия резинового покрытия с дорогой, особенностей конструкции и состава шины. Это не всегда признак низкого качества. В России не существует регламентов по уровню шума внутри салона автомобиля от качения шины, следовательно, признать шину недоброкачественной из-за её «шумности» невозможно. Правильный выбор шин должен базироваться на балансе всех характеристик, а не только на уровне шума.

Хотите, могу помочь с подбором шин, которые будут оптимальны по шуму и другим характеристикам под ваши условия?

Вся информация на данном сайте несёт исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ.

2002-2025 © ООО «ШИНСЕРВИС»
b2c-upstream-11 (ssr-25036)
production-25035
michelin