Каждый километр пути оставляет след не только на дороге, но и на ваших шинах. Шины — единственная связь между автомобилем и асфальтом, а значит, от их состояния зависит ваша безопасность, комфорт и даже экономия. Время и стиль вождения, качество дорог и даже погода постепенно «съедают» протектор, лишая шины сцепления и устойчивости.
Примечательно, что например, на гонке «Формула-1» пит-стопов может быть два или даже три на смену шин, все зависит от количества кругов и погодных условий. Естественно, что шины для болидов отличаются от повседневных, но можно провести одну закономерность – на износ влияет множество внешних факторов.
Вернемся к нашим российским дорогам, от свежеасфальтированных до бездорожья. Регламентируется ли в правилах дорожного движения эксплуатация шин и их состояние? Да, и это прописано в разделе №5 «Колеса и шины».
Если коротко, то остаточная глубина рисунка протектора летних шин (при отсутствии индикаторов износа) должна составлять не менее 1,6 мм. Однако гораздо важнее штрафа то, что эксплуатация изношенных шин резко повышает риск ДТП: увеличивается тормозной путь (особенно на мокрой или скользкой дороге), теряется управляемость в поворотах, растет риск аквапланирования и разрыва шины. Сотрудники ГИБДД вправе проверить глубину протектора и выписать штраф в размере 500 рублей.
Чтобы не пропустить критический момент, важно знать «главные признаки износа» и вовремя принимать меры. Но как понять, что шины требуют замены? Рассмотрим пять сигналов, что шины пора менять.
1. Износ протектора
Первым делом, посмотрим на глубину протектора. Законный минимум – 1,6 мм для летних шин и 4,0 мм для зимних. На современных моделях, например, IKON AUTOGRAPH ULTRA 2, вы увидите индикатор на самом протекторе. Индикатор представляет из себя цифры от 8 до 3. На других моделях премиального качества индикатор указан в процентах износа протектора, на остальных шинах в канавках засечки (ребрами на протекторе). Соответственно, при износе цифры или засечки начнут «пропадать». Ждать минимума не стоит. Если глубина (отметка износа) составляет 3 мм или 40% для летних или 5 мм для зимних – задумайтесь о покупке новых шин.
Индикатор износа протектора в виде цифр
2. Трещины и порезы
Резина стареет не только от трения. Ультрафиолет, удары о бордюры и неровности приводят к микротрещинам или же внушительным порезам. При небольшом порезе, как правило, можно обойтись заплаткой. Однако важно понимать, что любой ремонт ослабляет конструкцию шины. Естественно постоянно «латать» шину не получится, за такой шиной нужно внимательнее следить на предмет потери давления.
Трещины на шине
3. Грыжи на боковинах
Относительно грыж, иными словами «выпуклостями» или «шишками» на боковинах, стоит отнестись более внимательно. Даже одна грыжа – это серьезный повод для немедленной замены, так как она указывает на разрыв внутренних слоев корда. Шина с грыжей может внезапно разорваться на любой скорости, что приведет к потере контроля над автомобилем.
4. Ухудшение управляемости
Если при управлении Вы стали замечать конкретные негативные изменения, такие как: увеличение тормозного пути, сильная вибрация, повышенный уровень шума, а также Вы чувствуете, что автомобиль стал "плыть" на мокрой дороге или его «тянет» в строну - это тревожный сигнал: такие шины уже не обеспечивают необходимого сцепления и управляемости, ставя под угрозу вашу безопасность.
5. Возраст шин
Вопрос жизненного цикла шины достаточно спорный, но все же он имеет место в обсуждении, и факт старения резины неоспорим. Даже если протектор выглядит нормально, шины старше 7-8 лет (считая от даты производства, указанной на боковине в форме овала) теряют эластичность, "дубеют" и становятся склонными к растрескиванию. Использование таких "задубевших" шин опасно: они хуже амортизируют удары, теряют сцепление на сухой дороге и особенно критично – на мокрой или зимней, а риск внезапного повреждения (разрыва) резко возрастает. Ранее мы рассказывали вам о том, как продлить срок эксплуатации шин, а по истечении 7-8 лет их настоятельно рекомендуется заменить, независимо от глубины протектора.
Хотите использовать по максимуму долго шины – придерживайтесь основных правил хранения и эксплуатации.
Проверяйте шины регулярно (особенно перед каждой дальней поездкой), а не только при смене сезона! Особенно внимательно отнеситесь к ним при появлении любых непривычных ощущений за рулем, перечисленных выше.
Помните: качественные и своевременно замененные шины – это фундамент вашей безопасности на дороге, а не просто комфорт.
Сэкономив на шинах или отложив их замену, вы рискуете не просто переплатить за ремонт, а заплатить гораздо более высокую цену - цену здоровья или жизни. Инвестируйте в качество и своевременную замену – это инвестиция в ваше спокойствие и безопасность каждой поездки. Не игнорируйте эти 5 признаков износа – они ваш главный сигнал к действию!